Карнизный узел стропильной крыши

Карниз крыши – назначение, устройство и способы отделки

Недаром люди издревле говорили, что главное – это надежная крыша над головой. Профессиональные кровельные мастера также подтверждают, что только надежная, прочная кровля обеспечивает комфортное проживание в доме. Причем надежность и долговечность этой сложной конструкции, порой зависит от, казалось бы, совсем незначительных элементов.

К примеру, карниз крыши, несмотря на небольшой размер и процент от площади поверхности скатов, этот элемент выполняет важные функции, влияющие на срок службы, изолирующую способность и прочность крыши. В этой статье мы расскажем об устройстве кровельного карниза дома, способах его формирования и оптимальных размерах.

Устройство и функции

Карниз кровли – важный элемент кровельных конструкций, этим термином обозначают нижние части скатов крыши, которые являются их продолжением. Монтаж карнизов выполняется во время обустройства стропильной системы путем увеличения длины стропил или с помощью установки кобылок. Сверху карниз, как и вся площадь ската, покрывается кровельным материалом, а снизу зашивается с помощью пиломатериалов, софитов, сайдинга. В конструкции крыши дома он выполняет следующие функции:

  1. Защищает стены дома от влаги. Карнизный свес крыши защищает верхнюю часть наружных стен от попадания атмосферной влаги и грязи, сохраняя их привлекательный вид и целостность.
  2. Предотвращает сток талой и дождевой воды на отмостку фундамента. Устройство карниза крыши таково, что оно выносит потоки воды и глыбы снега, соскальзывающие со ската, дальше от фундамента дома, предотвращая размытие и разрушение отмостки.
  3. Придает крыше законченные, аккуратный вид. Кровельные свесы, являясь продолжением ската, придают конструкции более пропорциональный вид, гармонично завершая архитектурный замысел дома.

Обратите внимание! Монтаж карнизов – обязательный этап кровельных работ, которого требует технология возведения крыш, вне зависимости от ее вида, формы и типа гидроизоляционного покрытия. Даже плоские кровли имеют небольшой вынос, выступающие за наружные стены сооружения.

Многих домовладельцев интересует, можно ли оформить карниз для крыши своими руками, так как визуального его устройство кажется крайне простым. Опытные мастера считают, что это работа по рукам даже непрофессионалу. Главное разобраться с назначением и видами карнизов. В конструкции скатных кровель различают следующие 2 разновидности свесов:

  • Фронтонные. Фронтонным свесом называют часть кровельного ската, которая выступает за пределы наружных стен дома со стороны фронтона. Как правило, карниз этого типа имеет небольшую длину и формируется за счет обрешетки и лобовой планки, придающей ему форму.
  • Карнизные. Карнизным свесом или карнизом называют нижнюю часть ската, начинающую от места пересечения плоскости крыши с наружными несущими стенами. Эти карнизы обычно намного больше фронтонных так как они предотвращают попадание брызг воды, стекающей со ската, на отделку стен.

Важно! По сути, карниз является удлинением стропильных ног. Так как свес находится внизу ската, на него ложится минимальная снеговая нагрузка. Однако, монтаж водосточного желоба или снегозадержателей изменяют распределение нагрузок, поэтому него может оказываться значительное давление.

Способы формирования

Перед тем, как сделать карниз для крыши, необходимо разобраться с устройством этого элемента кровельной конструкции, а также способами его формирования. Метод монтажа свеса зависит от конструкции и вида кровли, от длины скатов. Наиболее распространёнными технологиями, с помощью которых можно сформировать кровельный карниз являются:

  1. Удлинение стропильных ног. Самый простой способ сформировать свес крыши заключается в том, чтобы использовать стропильные ноги, длина которых превышает размер ската. Чем больше вы хотите получить свес, тем длиннее должны быть бруски, из которых изготавливаются стропила. Недостаток этого метода заключается в увеличении веса каркаса, а, следовательно, и нагрузки на фундамент.
  2. Наращивание стропил с помощью кобылок. Чтобы сформировать карниз кровли, можно нарастить концы стропильных ног с помощью кобылок – более легких и дешевых элементов из обрезной доски меньшей толщины. Благодаря кобылкам, каркас имеет меньший вес, несмотря на большой карниз.

Профессиональные мастера считают целесообразным использование кобылок для формирования свеса, если длина ската превышает стандартный размер пиломатериалов. Обычно длина досок, из которых изготавливают каркас крыши, составляет 6 метров. Если скат крыши длиной 6 метров или более, монтаж карниза выполняют с помощью кобылок.

Оптимальный размер

Часто непрофессиональным мастерам сложно определить, какого размера нужно делать карниз. Это действительно очень важное конструктивное решение, ведь если он будет слишком маленьким, то талая или дождевая вода со ската будет попадать на облицовку наружных стен, на отмостку фундамента, приводя к разрушению, а также порче внешнего вида сооружения. При выборе длины карниза учитываются следующие факторы:

  • Климатические условия. Оптимальный размер кровельного карниза зависит от количества осадков, выпадающих в зимний и летний период. В более снежных регионах традиционно используются крыши с широким карнизом, которые защищают стены, фундамент от попадания снега. К примеру, альпийские шале, расположенные в горах, обычно имеют карнизные свесы шириной не менее 1 метра.
  • Уклон кровли. Чем больше угол наклона кровельных скатов, тем меньше можно делать карниз. Это объясняется тем, что при пологой форме кровли траектория падения снега и воды уходит далеко от наружных стен дома. Если скаты достаточно крутые, то лучше сделать карнизы пошире, чтобы защитить сооружение от брызг воды, которые могут достигать стены при интенсивном снеготаянии или ливнях.
  • Пропорции дома. Широкий карниз с пологой крышей делают постройку визуально более низкой, приземистой, искажая оптимальные пропорции. Узкий свес с высокой, крутой кровлей, напротив, вытягивает силуэт дома.
Читать еще:  Как правильно крепить снегозадержатели на металлочерепицу

Важно! Минимально допустимая ширина карнизов составляет 45-50 см, но этого явно недостаточно для регионов с высокой снеговой нагрузкой. При необходимости размер этого конструктивного элемента увеличивают до 1 м.

Материл для подшивки

Монтаж свесов производится на заключительном этапе работ по сборке стропильного каркаса. По мере готовности обрешетки, стропильные ноги подравнивают по уровню, а затем фиксируют на их концах лобовую (ветровую) планку. Чтобы защитить нижнюю поверхность от проникновения влаги или заселения птиц свеса выполняется подшивка карниза. Эту задачу можно выполнить с помощью различных материалов:

    Доски. Зашить нижнюю поверхность свеса можно с помощью обычной обрезной доски или других пиломатериалов. Достоинство этого метода в том, что древесина – достаточно доступный, легкий, экологически безопасный материал. Однако, дерево плохо переносит воздействие влаги, подвергаясь гниению. Поэтому подшивка карнизов досками служит относительно недолго, кроме того она нуждается в регулярном обновлении лакокрасочного слоя, защищающего дерево от гнили.

Помните, что вентиляция подкровельного пространства – важный фактор, влияющий на срок службы стропильного каркаса. Поэтому опытные мастера для подшивки свесов рекомендуют использовать именно софиты. Лучше использовать модели с центральной перфорацией, обеспечивающей средний уровень вентилирования.

Способы подшивки

Чтобы карнизный свес не только качественно выполнял свои функции, но и эстетично, аккуратно выглядел, необходимо его правильно подшить. Для этого мало выбрать качественный материал, нужно еще определиться со способом подшивки, который зависит от уклона и протяженности ската. Различают два метода:

  • Диагональная подшивка. Этот метод заключается в подшивке карнизов с помощью софитов так, чтобы они находились параллельно скатам. Таким образом подшивают крыши с большим уклоном, но маленькой длиной ската. Диагональный способ считается более трудоемким.
  • Прямая подшивка. Этот вариант отличается тем, что карниз крышизаклю зашивается софитами с помощью короба, расположенного под прямым углом к наружной стене сооружения. Прямая подшивка отнимает меньше времени, но она более затратная с точки зрения расхода строительных материалов.

Видео-инструкция

Что такое карниз крыши: дефиниция, функция, правила монтажа

Крыша дома немыслима без установки на нем карниза. Его функция – защитная. Он предотвращает попадание влаги от дождя в покрытие кровли. Наличие карниза предусматривается во всех видах крыши. Исключением становится кровля с парапетной конструкцией. Карниз своим основанием призван закрыть края стропильных досок. По инструкции рекомендуют стропильную систему располагать на полметра дальше периметра стен. Карниз удачно справляется со своей функцией и прикрывает стропильные доски.

Основные характеристики карниза кровли

Карнизные установки вызваны прикрыть стропильные выступы. Если стропила не выходят за пределы стены, их удлиняют посредством кобылок. Это способ является достаточно распространенным. Применяются разнообразные виды кобылок.

В особой защите нуждается фронтон дома. И в этом случае помогает карниз крыши. Ширина кровельных (карнизных) свесов, укрывающих фронтон от проявлений окружающей среды, может обладать параметрами в полметра. Важно установить на конец крыши карнизную доску. Нижний край установки свеса обшивается защитными материалами. Узел карниза закрывается деревянной доской (наиболее распространенный способ).

На заметку: установка скатного и фронтального свесов имеют разный способ монтажа.

Типовая классификация карниза крыши

Мастера разработали достаточно схем монтажа карниза. Следовательно, рассматривают множество типов кровельных свесов:

  1. Неподшитые карнизы – карнизы, применяющиеся при монтаже вальмой (четырехскатной) кровли здания. Их использование также наблюдалось при обустройстве односкатной и двухскатной крыши.
  2. Подшитые – распространение получили у двухскатных и вальмовых кровель.
  3. Коробчатый тип карнизов – имеет нестандартное использование. Применяется при монтаже односкатных крыш и ломаной схемы кровли.

4. Укороченный кровельный узел (яркий пример — датская кровля). Используем для всех вышеперечисленных видов крыш.

Карниз кровли: рассматриваем другие виды

Узел свеса имеет специфический характер. Его вид применяется по климатическим условиям местности. Различают несколько видов:

Его обустройство происходит при отсутствии выступающей стропильной системы. Стропильная доска в этом случае закрепляется сливной конструкцией, располагающейся параллельно поверхности земли. Подобная установка укроет фронтонную часть от атмосферных осадков. Дополнительным плюсом станет возможность обустройства водосточных желобов, обеспечивающих вывод скопленной воды.

Негативная характеристика узла карниза заподлицо:

— открытость верхнего края стены, возможность попадания на нее влаги;

— недостаточная длина узла (полметра).

Компенсация отсутствия стропильных выступов – кобылки (применяются обрезки деревянного бруса, их крепят к стропилам и затем к ним привинчивается карнизная система).

Он создается при выступе стропильной установки двухскатной крыши за черту фронтона. Крепление водосточной конструкции происходит сбоку досок стропил.

Открытый узел карниза по своим функциональным качествам применяется для ломаного типа кровли.

Создаются в процессе закрытия стропил, выходящих за пределы фронтона. Применяется технология паза с внутренней части. В нее крепятся составляющие отделки карниза.

Важно отметить: фронтонный узел может монтироваться, выходя за периметр стен. Выбранный вариант показывает предпочтения хозяина дома и рекомендации специалиста. Любой выбор подразумевает обшивку незащищенной поверхности карнизного свеса.

Какой материал использовать для карниза кровли?

Рассмотрим список нужных материалов, часто используемых для обшивки узла карниза:

  • Оцинкованные стальные пласты;

Важно отметить: деревянная основа выбирается влагоустойчивая, способная не разрушаться под воздействием внешних факторов. Предварительно обрабатывается влагозащитным средством (на основе краски, лака). Толщина деревянного материала – в среднем 0,2 сантиметра. Толщина стальных пластов составляет 0,08 сантиметров. Их стоит в обязательном порядке вскрыть краской. Параметры алюминиевого сырья – толщина 0,6 сантиметров, ширина – 30 сантиметров.

  1. Уровень
  2. Молоток
  3. Измерительная рулетка
  4. Электрический шуруповерт
  5. Угловая измерительная лента
  6. Маркер для отметки длины
  7. Вспомогательные детали крепления.
Читать еще:  Двускатная крыша с мансардой

Для более детального ознакомления предлагаем просмотр видео в соседней вкладке:

Элементы стропильной системы, вынесенные за пределы стены, быстрее приходят в негодность, они более подвержены воздействиям атмосферных осадков.

Выступающие концы стропил начинают гнить, в то время как сам брус прослужил бы еще много лет.

Узел опирания стропил на мауэрлат чрезвычайно важен.

Чтобы защитить его, а также несущую внешнюю стену от сырости, монтируется карнизный свес с использованием кобылок.

В каких случаях используют удлинение стропил

Конструкция карнизного вылета с кобылками предотвращает подтекание воды, намокание стен.

Если же деревянные элементы начнут гнить, то их небольшой размер позволит произвести замену только нижней части – остов крыши при этом менять не требуется, что во много раз упрощает и удешевляет ремонт.

Использование кровельной кобылки – отличный выход из положения, когда длина стропил недостаточна.

Удлинение стропильной ноги при помощи данного элемента – довольно частое явление.

А еще это позволит сэкономить на пиломатериале, ведь чем длиннее стропила, тем они обойдутся дороже.

Если же использовать цельные стропила, длина которых позволяет сделать свес, то и врубка в мауэрлат будет более сложной, и труднее вывести ровную линию карниза.

Эстетичность внешнего вида

С помощью этого, казалось бы, незначительного конструктивного элемента можно даже изменить форму крыши – обычно стропило и кобылка составляют одну линию, но эту линию крыши можно «переломить».

Нижняя часть крыши также может быть украшена различными способами. Интересно выглядит, к примеру, декоративная резьба.

Даже не украшенные деревянные элементы могут выглядеть привлекательно благодаря цветовой насыщенности и природной текстуре древесины – достичь желаемого эффекта помогут различные антисептические пропитки.

Причем их применение позволяет убить двух зайцев: и эстетичность повысили, и об отсутствии насекомых позаботились.

Требования к конструктивному элементу кровли:

  • вылет карниза для кирпичного, каменного дома должен составлять, как минимум 45 см, в деревянном строении это значение увеличивается до 60 см;
  • параметры пиломатериала: ширина доски для изготовления кобылки должна быть меньше ширины стропильной ноги. Для этого элемента обычно выбирают сечение 100 на 50 мм;
  • длина доски равняется длине свеса плюс 50-60 см – предусматривают на стык со стропильной ногой. Если провести горизонтальную линию от стены до конца вылета, это и будет длина свеса. При планировании дальнейшей подшивки карниза каким-либо материалом, нужно учитывать, что потребуется дотянуться и прибить этот материал;
  • следует использовать ровные просушенные доски, без сучков и прочих существенных изъянов, желательно – калиброванные;
  • древесина должна быть обработана антисептиками и антипиренами.

Устройство узла

Кобылку крепят к боковой плоскости стропильной ноги, прокладывая между ними небольшую доску-вставку.

Так как фиксация осуществляется гвоздевым боем, нужно соблюдать осторожность, чтобы стропило не раскололось из-за толщины гвоздей.

Нагрузка на данный узел, в сравнении с нагрузкой на всю стропильную систему, небольшая.

Поэтому четырех гвоздей, забитых с двух сторон и загнутых, вполне достаточно для соединения.
Там, где кобылка контактирует с материалом стены, можно предусмотрительно проложить гидроизоляционную подкладку.

Обрешетка, как правило, представляет собой сплошной настил, который покрывает кобылки.

Последовательность монтажа:

  • делаем первый и последний элементы;
  • натягиваем между ними веревку или шнур, по которому будем выравнивать остальные части. Стоит отметить, что при больших размерах ската такой способ не подойдет, так как шнур провисает;
  • остальные кобылки выравниваем и прибиваем гвоздями на 100;
  • по периметру здания обшиваем кобылки сплошной обрешеткой;
  • чтобы обустроить карнизный короб, используется еще один элемент, который фиксируется горизонтально, к каждой кобылке – подшивная доска. Использование монтажной пены и силикона в устройстве короба не рекомендуется, чтобы обеспечить возможность вентиляции.

Кобылка в кровле: понятие, назначение, монтаж

Проектируя крышу, необходимо обратить внимание на расстояние между краем карнизного свеса и стеной дома. Если этот промежуток составляет менее 40 см, вода, стекающая с кровли, будет попадать на стену и отмостку, а в пространство под крышей станет задувать ветер. Чтобы обустроить свес требуемой длины очень часто в стропильной системе используется кобылка.

Устройство карнизного свеса

Что такое кобылка

Кобылка это элемент каркаса кровли, ее назначение заключается в удлинении стропильной ноги, опирающейся на мауэрлат постройки из кирпича или блоков либо на верхнюю обвязку дома из бревна или бруса, для формирования карнизного свеса требуемой ширины.

Понятие кобылки в стропильной системе

Применение кобылки позволяет упростить возведение и ремонт каркаса крыши, уменьшить нагрузку на стены и фундамент, удешевить строительство. Это связано с тем, что:

  1. Используются стропильные ноги меньшей длины, поэтому не требуется предусматривать их вылет за плоскость стен на 40–100 см для обустройства свеса. Следовательно, они дешевле, легче и короче, их проще поднять наверх.
  2. Кобылки монтируются из доски меньшей толщины по сравнению с пиломатериалом для стропил, что снижает общий вес каркаса крыши.
  3. Проще выровнять линию свеса. Допущенную погрешность легко устранить, заменив кобылку.
  4. Если в процессе эксплуатации влага вызовет гниение опор карнизного свеса, то значительно проще поменять поврежденные кобылки, чем ремонтировать стропила.

Кобылки могут служить и декоративными элементами, если путем резьбы по дереву придать концам элементов декоративную форму.

Придание декоративной формы концам элементов

Функции карниза кровли

Карниз представляет собой нижнюю часть ската крыши, которая находится за пределами плоскости стены. Каркасом карниза являются стропильные ноги или их продолжение (кобылки), снизу пространство между краем крыши и стеной можно зашить досками, обычным сайдингом или специальными софитами ради эстетики и для того, чтобы защитить пространство под крышей от проникновения птиц.

Читать еще:  Как делать крышу дома

В список функций карниза входит:

  1. Защита стеновых конструкций и их отделки от попадания влаги во время дождей, снегопадов, оттепелей. Внешний вид стен дольше сохраняет привлекательный вид, конструктивные элементы из дерева не отсыревают и не портятся.
  2. Защита отмостки от стекающей с крыши воды. Это предотвращает проникновение влаги к фундаменту, продлевает срок службы отмостки.
  3. Предотвращение проникновения влаги внутрь каркаса крыши – подшивка карниза защищает стропильную систему от попадания брызг воды во время косых дождей с порывистым ветром.
  4. Защита окон от прямых солнечных лучей. Это позволяет в летние жаркие дни поддерживать в помещениях комфортные условия проживания.
  5. Эстетическое завершение кровельной конструкции. Подшивка карниза скрывает «изнанку» стропильной системы, добавляет привлекательности дому.

Подшивка карнизы крыши софитами В климатических условиях средней полосы России рекомендуемая минимальная ширина карнизного свеса составляет 40–50 см, если не предусмотрено обустройство водосточной системы крыши – в этом случае конструкция будет защищать отмостку от осадков и талых вод, стекающих по скатам кровли.

Кобылки изготавливают из доски сечением 30×100 или 30×150 мм. Древесина должна быть высушенной, не иметь повреждений, гнили, сучков. Перед монтажом нарезанные в размер элементы обрабатывают средствами огнебиозащиты. Длина кобылки рассчитывается следующим образом: к запроектированной ширине свеса кровли прибавляют 50 см на крепление элемента к стропильной ноге.

Устройство карнизного свеса

Карнизный вынос шириной до 90–100 см можно сформировать, просто закрепив кобылки на стропилах, установленных на мауэрлат или верхнюю обвязку и срезанных заподлицо со стеной. Кобылки являются продолжением стропил, поэтому обрешетка, гидроизоляция и кровельное покрытие на них укладывается в ходе обустройства всего ската крыши. Перед монтажом настила по краю свеса набивается карнизная доска, монтируется капельник.

Элементы карнизного свеса кровли

После обустройства кровли карнизный свес рекомендуется зашить, используя специальные элементы – софиты либо обычные фугованные доски. Их располагают перпендикулярно стене и крепят с небольшим зазором между элементами, чтобы не нарушить вентиляцию пространства под крышей. Циркуляция воздуха позволяет выводить влагу, которая может вызвать гниение элементов стропильной системы.

Если запланирован монтаж кровельного свеса шириной более метра, кобылки будут испытывать повышенные нагрузки – вес самой кровли, скапливающийся снег.

Чтобы избежать риска обрушения крыши, эти элементы стропильной системы следует опереть на консоли, которые представляют собой систему из вертикальной балки, закрепленной на стене постройки, горизонтальной балки (на нее опирается кобылка) и раскоса, который придает конструкции жесткость.

Консоли могут быть отдельными, не связанными между собой либо скрепленными горизонтальной связью вдоль всего ската – в этом случае кобылки опираются на этот мауэрлат консолей. Выбор конструкции зависит от ширины карнизного выноса – использование консолей с мауэрлатом рекомендуется при длине кобылки кровли более 1,5 м. Карнизный свес с консолями также подшивается снизу.

Опирание элементов стропильной системы на консоли

Процесс установки

Строительство каркаса крыши, в котором планируется использовать кобылки для удлинения стропильных ног, ведется по стандартной технологии. После установки стропил на мауэрлат, необходимо подготовить кобылки – их количество должно соответствовать количеству стропильных ног.

Размер кобылки зависит от проекта кровли – длина выбирается в соответствии с запланированной шириной свеса, и к ней прибавляется 30–50 см на крепеж. Чем длиннее кобылка, тем больше должен быть запас на крепление, чтобы обеспечить жесткость конструкции и исключить проседание края крыши под нагрузкой. Для их изготовления используют доску подходящего сечения или обрезки бруса, оставшиеся от монтажа стропил.Кобылки монтируют на завершающем этапе возведения каркаса кровли:

  1. Готовят шаблон кобылки, по которому вырезают необходимое количество элементов. Каждый из них обрабатывают огнебиозащитным составом.
  2. Монтируют кобылки на стропильные ноги с нахлестом в 30–50 см, выровняв верхние торцы элементов. Крепиться они могут с помощью ершенных либо обычных гвоздей. Важно обеспечить качественное сцепление для чего используется по четыре гвоздя на каждый узел. Вбиваются они по два с каждой стороны. Концы гвоздей следует загнуть, чтобы крепеж со временем не ослаб. Для крепления также применяют болты. Пример использования болтов для крепления кобылок со стропилами
  3. В первую очередь крепят крайние кобылки на скате, тщательно измерив размеры нахлестов. Затем между этими элементами натягивают шнур и по нему монтируют остальные. Метод подходит для скатов относительно небольшой длины, на которой шнур не будет провисать.
  4. Если конструкция свеса предполагает использование консолей, конец кобылки крепится заподлицо с горизонтальной балкой.
  5. Чтобы усилить кровельный свес, поверх кобылок монтируют учащенную или сплошную обрешетку, что добавляет жесткость конструкции.
  6. После завершения устройства кровельного покрытия, карниз подшивают.

Правильно подшитый софитом, сайдингом или досками карниз эстетично выглядит, не позволяет влаге попадать на стропильную систему и не мешает свободной вентиляции крыши. Существует два варианта подшивки карнизного свеса:

  1. диагональные планки монтируют непосредственно по кобылкам;
  2. предварительно устанавливают на стене постройки горизонтальные опорные бруски для создания короба и крепят элементы подшивки перпендикулярно стене.

Диагональная подшивка свеса кровли

На завершающем этапе зашивают торцевую часть карнизного короба, устанавливают ветровой уголок вдоль ската – эти элементы защищают каркас крыши от капель во время косых дождей, не позволяют сильному ветру с шумом продувать конструкции и придают завершенный вид облику крыши.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector